МАРГАРИТЫ И ИХ «МАСТЕРА»

- лайк+ лайк (+1 баллов, 1 оценок)
Загрузка...

 

Недавно по ТВ опять показали гениальные экранизации романов В.Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита». Я читала эти романы не один раз, но всегда восхищаюсь тем, как В.Бортко понял и прочувствовал  главную суть этих произведений. А ведь она, суть-то, совсем неоднозначна, ее можно рассматривать с самых разных сторон. И тогда персонажи «окрашиваются» в совсем другие «цвета», и белое становится в лучшем случае серым, а в худшем – агрессивно черным. И наоборот.

Если вы не возражаете, то «путеводной нитью Ариадны» в этой моей статье я сделаю именно роман В.Булгакова в проекции на современную нашу жизнь. Но для начала выясним для себя, кто же такой Мастер, что стал «прототипом» для многих современных мужчин. И кто такая Маргарита, «современница» женщин всех времён и народов.

Итак, «Мастер». Хронический неудачник с явно завышенной самооценкой.  Он  когда-то «работал» в музее и был на ком-то (не помнит на ком) женат.  Потом ему повезло – большой денежный выигрыш позволил ему бросить и жену и работу, засесть за «эпохальный» роман о Понтии Пилате, которого он сделал  своим главным героем. Ладно, написал.  Хотя сюжет находился в явном противоречии с  общей  культурно — политической линией правящей партии, главы из романа, что удивительно, были напечатаны!

«Мастер»  уже взгромоздился «на пьедестал», принял позу памятника самому себе, но нежданно-негаданно появилась разгромная рецензия. И «птенчик сдулся». Но кто решил, что критик Латунский, который и знать не знал никакого «мастера», был неправ? Личная неприязнь или авторская предвзятость тут полностью исключены. А что, если этот роман только сам автор считал гениальным, а на взгляд профессионалов это было всего лишь претенциозное «бумагомарание» в расчёте на успех «запрещённой темы»?

 

Интересно, а почему своим героем он сделал не Иешуа- Христа, мученика и проповедника, а именно Понтия Пилата? Может быть, потому что тот «умыл руки», т.е. снял с себя всякую ответственность?  И «Мастер»  понял, что таким поступком Понтий Пилат априори освободил от ответственности всех своих последователей? И его эпическая известность зиждется не на казни Христа, а как раз в уходе от ответственности за неё? А что значит уход от ответственности? Это простое перекладывание её на кого-то другого.

«Мастер» в панике. Написать что-то ещё он не может – выдохся, надежды на новое вдохновение у него нет,  «острые» темы, как выяснилось, и покусать могут. Талант оказался  местечкового разлива, а пьедесталов на всех «гениев» не хватает, негде притулиться… Обиделся. На Латунского, на «жизнь поганую», на всех на свете. Терзает себя, мечется. Очень хочется ему кому-нибудь в душу излить и в жилетку поплакаться. Но некому – пуст подвал. И вдруг ОНА!

Удивительный персонаж – Маргарита! Тридцатилетняя замужняя женщина, по советским, да и современным меркам, живущая как «у Христа за пазухой». Муж молодой, интересный, любящий, достаток в семье далеко выше среднего. Детей нет, ни дня в своей жизни она не работала. Готовит и убирается в их  огромной квартире домработница, а сама хозяйка целыми днями изнывает от скуки. Ясно, что жизнь не удалась! Хочется чего-то свеженького, душещипательного, но где его взять-то, дома при муже  сидючи? И она выходит навстречу судьбе с букетом желтых мимоз, как бы сигнализируя всему миру  о своей готовности «рвануть с места в карьер».

Любил ли он её? Думаю, что нет. Но внутренняя инфантильность не позволяла  «Мастеру» отказаться от удобной, хотя и чрезмерно навязчивой женской любви. Он даже не раз пытался отослать её, освободиться от такой зависимости, но делал это скорее символически, ибо понимал, что она не уйдет. Прогоняя, он только ещё сильнее привязывал её к себе, играя на «героическом» самоотречении от личного счастья.

А Маргарита просто растворилась в своей любви! Она, наконец, встретила  именно того, о ком и мечтала долгими ночами рядом с опостылевшим мужем. Любовник, которого не надо ждать с работы, он всегда дома и всегда только с ней! «Непризнанный гений», поднявшийся над «серой массой»,  и  она одна смогла понять и оценить его высокий талант.  «Утонченная личность», обиженная и поруганная, беззащитная и уязвимая, не способная без её жертвенной поддержки выжить в этом «ужасном мире». В ней проснулся материнский инстинкт и, лишенная своих детей, она обрушила всю свою материнскую любовь на давно взрослого «мальчика», которого она должна  опекать, оберегать и защищать. Он же страдалец! За Понтия Пилата покарали, изверги!

Кстати, о страданиях «Мастера». Ведь пострадал-то он не по политическим мотивам, не за инакомыслие или религиозную пропаганду. Опять-таки «квартирный вопрос» подвёл – лживый донос написал соседушка, решивший улучшить свои жилищные условия  и поселиться в его подвале. Самое интересное, что и  «органы» это прекрасно поняли, их суд  был совсем не пилатовским. Вот только подумайте, каким же было его поведение на допросах, что говорил этот «Мастер» и как разговаривал, если его безоговорочно отправили не в лагерь, а на лечение в психушку!

Исстрадавшаяся до синевы Маргарита, конечно, во всём винит себя – недосмотрела, не уберегла мальчика, не защитила.  Она готова на любые жертвы, лишь бы вернуть любовника. Бал у Сатаны? Предать всё и всех, от мужа до веры? Маргарита  уже остановиться не может и не хочет, сомнений и колебаний у неё нет. Цель оправдывает средства.

Воланд начинает с ней свою игру. Он искренне удивлён таким самоуничтожением незаурядной женской личности ради человека, явно недостойного этого слепого обожания. Но Маргарита действительно не видит никаких недостатков в своём любовнике. В придуманном «герое» их быть не может.

Тогда Воланд предлагает ей выкупить любовника ценой величайшего  унижения, которое только возможно  для человека, обладающего хотя бы малой толикой нравственности и морали   — участие в шабаше оживлённых на одну ночь самых страшных  злодеев — предателей, убийц, насильников. И, пусть временно, но оказаться с ними на одной ступени. И вот она стоит на королевском возвышении, ею восхищаются, подобострастно целуют её колено. Но кто??? Осознаёт ли она, что на самом-то деле свалилась в самую грязную и вонючую яму? И выхода оттуда уже не будет?

Великий режиссёр В.Бортко отходит от авторского текста и вместо  безудержного веселья заставляет Маргариту надеть невыносимо тяжёлые железные одежды и кованые туфли. Струйки крови из-под короны, капли крови на полу от каждого шага… Всё  правильно – за удовольствие надо платить. И неважно, кому и чем. Хочешь получить – сначала отдай, заплати сам!

Всё без обмана. Маргарите вручают её любовника, и они снова возвращаются в подвал. Маргарита счастлива, «Мастер» же не испытывает никакой благодарности, он опять очень недоволен. Первый же его вопрос, а что они будут делать в этом подвале? Мысль о работе у него даже не возникает. И у неё тоже. Они же жертвы, они такие «ограбленные»!  Им все кругом должны. И в первую очередь, Воланд — Он  просто обязан  и дальше решать  их проблемы!

И Он решает. Этих никому и нигде не нужных, «лишних» людей Он отправляет «на покой». Как выяснилось, ни Свету, ни Тьме они не интересны – для Тьмы их «заслуги» слишком ничтожны, а для Света заслуг у них нет вообще, ибо их «страдания» всего лишь результат собственного  эгоизма, хоть и проявившегося у них в разных формах. Воланд  по – пилатовски «умывает руки».

Маргарита  даже  не понимает, что «покой» дан не «Мастеру», а ей! Она его всё-таки заслужила, он же не заслужил ничего. Она уверена, что там, «на покое», к нему будут приходить знаменитые в прошлом  люди, просветители, поэты, писатели, философы. И будут вести с ним долгие беседы, в которых ему, несомненно, будет отдана «пальма первенства». И великие поклонятся её любимому  «Мастеру», признают его лучше, выше себя – она абсолютно уверена, что по-другому и быть не может.

А ведь никто не придёт…Никто! Потому что этот «мастер»  и здесь никому и ничем не интересен – он пустышка, придуманная влюбленной женщиной и вознесённая ею до незаслуженных им «небес». И что же будет с ними  дальше, в этой бесконечной вечности? Ведь Воланд-то  уже «умыл руки» и ушёл, навсегда…

«Мастер», у которого нет даже имени, назвал Ивана Бездомного своим «учеником». А разве Ивана он чему-нибудь  научил? Чему? Всё его «учение» сводилось к одной фразе  – «не пишите больше». То есть, уберите радость и успех из своей жизни, станьте пессимистом и смотрите на жизнь только с позиций неудачника! К сожалению, Иван последовал этому «учению». И  в кого он превратился? Угрюмая, скучная личность, перегоревшая на взлёте своей судьбы, своего успеха. И сжёг его не Воланд, а этот «Мастер», превративший поэта  в свою копию, в человека без будущего.

….. ///// …..

Мир изменился. Да, внешне он действительно стал абсолютно другим. Но это только видимость. Очередной виток той гигантской небесной спирали, по которой и движется мировое развитие. На самом же деле основные «краеугольные камни» Мироздания остаются незыблемыми, меняется только антураж. Если с нас соскрести наш культурный «налёт», то окажется, что мы вовсе и не изменились. Уж в лучшую-то сторону точно. А если перестать себя постоянно расхваливать, то правда «уколет глаза» – мы стали хуже, духовно мельче и ничтожнее предков.

СВО – наша спасительница. Она разбудила в мужчинах мужское. Даже там, где его изначально не хватало. Но ведь СВО скоро закончится, жизнь войдёт в привычное русло. И что?  Неужели всё вернётся на «круги своя»? Чур меня, чур!!!

Современные «маргариты», как и раньше, лепят себе «мастеров» из любого мусора  и не желают видеть, кого именно они слепили. Конечно же, любой их «мастер» незаурядная личность, гений, непризнанный «серой толпой»! В этом нетрудно убедить и себя, и его. Главное, чтобы оно было рядом, всегда под рукой, чтоб соответствовало простейшим требованиям.

«Мастера» всё меньше и меньше хотят оставаться мужчинами в высшем понимании этого слова. ИМ нравится быть «альфонсами», жить за счёт женщин, до пенсии сидеть на шее родителей и даже бабушек. Смена пола или ориентации вовсе  не прихоть и не временная мода. Это вскормленная «маргаритами» уже осмысленная потребность не быть сильным мужчиной, берущим ответственность на себя, а оставаться любимой игрушкой, которой позволено всё.

Да, и современные  «маргариты» тоже  готовы на любые жертвы ради обожаемого любовника, сына, мужа – жертвенность вообще свойственна  женской душе.  «Мастера» принимают их любовь и жертвы как должное, как оплату за своё  присутствие. Они очень доверчивы, эти наши «маргариты».  Как и во все времена, они  боятся одиночества, сколь  яро не старались бы это отрицать. И всё-таки никакая «маргарита» не потерпит рядом с собой настоящего мужчину. Ну, как же? А пострадать???….

….. ///// …..

А ведь Воланду понравился роман «Мастера». Иначе и быть не могло –в нём унижен и уничтожен антипод Воланда – Христос. Не какой-то там выдуманный Иешуа Га-Ноцри, родства не помнящий, а именно Иисус Христос. А это самая любимая история, которую можно перечитывать ещё тысячи  раз. Рукописи действительно не горят, но… только те, которые можно читать с  нарастающим, неиссякаемым удовольствием, прекрасно зная их конец!

А что же  Понтий Пилат? Есть у Флобера (или Мопассана, в авторе не уверена) такой рассказ. Завершив свою службу в Иерусалиме, Пилат возвращается в Рим, где даёт полный отчёт обо всём, что происходило значимого за все годы его пребывания у власти. По окончании доклада Пилата спросили об Иисусе Христе и его казни. Прокуратор надолго задумался, а потом честно ответил: «НЕ  ПОМНЮ»  И такое тоже возможно.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *